У воинского мемориала на территории парка станицы Мигулинской рядом со станичным Домом культуры был открыт памятник полному кавалеру ордена Славы Ивану Филипповичу Кузнецову.
На памятнике изображён уже взрослый мужчина, а уходил ведь на войну он подростком, чтобы мстить фашистам за их зверства, свидетелем которых он был сам (и не смог остаться дома). За два с небольшим года, в возрасте 16 лет, он стал полным и самым молодым (!) кавалером ордена Славы.
«У меня дед-артиллерист в одном расчёте три месяца был с этим парнем (с И. Кузнецовым). Рассказывал: гениальный наводчик, чудеса творил, чувствовал орудие и снаряд, дышал этим», — впоследствии вспоминал один из правнуков на воинском форуме.
Боевая биография И.Ф. Кузнецова — уникальная страница в истории Великой Отечественной войны: в шестнадцать лет он стал полным кавалером ордена Славы. Самым молодым в стране среди тех, чей ратный подвиг оценен этой наградой Родины.
Иван Филиппович Кузнецов родился в 1928 году в станице Мигулинской в крестьянской семье Филиппа Андреевича и Анастасии Петровны Кузнецовых. В Мигулинской живут его родственники (в станице немало Кузнецовых). Эту казачью станицу найти достаточно легко. Если ехать в сторону Москвы по трассе М-4 Дон и, не доезжая города Воронежа, свернуть по указателю «станица Казанская», то вы окажитесь на территории Верхнедонского района.
Здесь, в Мигулинской, Ваня сделал первые шаги по земле. Примерно через семь лет после рождения Вани, в 1935 году, семья Кузнецовых решила переехать в другой район. Это была сложная процедура, учитывая то, что колхозникам паспортов тогда не выдавали, а все переезды можно было сделать только с разрешения местного председателя колхоза. Видимо, всё это преодолеть удалось и семья перебралась жить на хутор Божковка Каменского района. Здесь их застала война и оккупация, которая закончилась в феврале 1943 года.
Конечно, мать Ваню никуда не пускала, но он вызвался помочь найти окружные пути и тропинки к станции Лихая, добровольно сопроводить до станции Лихая несколько подразделений, входивших в 185-й гвардейский полк (82-й гвардейской стрелковой дивизии, 8-й гвардейской армии, 1-го Белорусского фронта).
В полку его усыновили. Было Ивану Кузнецову на тот момент 14 лет и 2 месяца. Присвоили ему звание рядового, и стал он подносчиком снарядов к артиллерийскому орудию.
Первой медалью «За отвагу» он был награждён в возрасте 14 лет, орденом Красной Звезды — в 15 лет. К награждению третьим орденом Славы наивысшей первой степени И. Кузнецов был представлен в конце апреля 1945 года за умелое ведение боя в одном из пригородов Берлина. Он даже расписался на стене Рейхстага. В тот момент ему было всего шестнадцать лет! Вручили этот орден только через год после окончания войны в мае 1946 года. Орден Славы — особая награда.
Его учреждение в годы войны — продолжение боевых традиций дореволюционной России, советский вариант Георгиевского креста. Он имел три степени, награждались им только солдаты, только за непосредственное участие в боевых действиях, только за личный подвиг. Орденом Славы награждали нечасто.
Например, в 1941-45 гг. Героями Советского Союза стали 12776 человек, полными кавалерами ордена Славы — 2674 человека. Самых молодых полных кавалеров (последнего призывного 1926 года) было около пятидесяти.
А дальше — только факты боевой жизни из официальных документов. Как указывается на сайте «Подвиг народа», «3 сентября 1943 года в составе орудийного расчёта принял участие в уничтожении тяжелого немецкого танка «Тигр» и подавлении вражеской пулеметной точки в районе села Долгенькое Изюмского района Харьковской области. В октябре за это награжден медалью «За отвагу» (было Ивану 14 лет и 9 месяцев).
26 февраля 1944 года наводчик Иван Кузнецов в составе орудийного расчёта отбил 4 контратаки противника, уничтожил до 100 человек живой силы противника, 6 дзотов и танк. Это было в хуторе Отрадный Херсонской области. 26 марта 1944 года Иван Кузнецов был награждён орденом Красной звезды. Было ему в это время 15 лет и 1 месяц.
15 января 1945 года ефрейтор Кузнецов при обороне в районе города Забадрова (Польша) прямой наводкой подавил две пулеметные точки и уничтожил два дзота. В ходе этого боя он был ранен и контужен, но продолжал оставаться в строю. 7 февраля Иван был награжден орденом Славы 3 степени». Меньше месяца назад ему исполнилось 16 лет.
Через 2 месяца, в марте 1945 года, при штурме крепости Кюстрин (Польша) командир артиллерийского орудия Иван Кузнецов вместе с расчётом уничтожил три пулемётные точки, обеспечив атаку пехоты. За этот боевой эпизод он был награждён орденом Славы 2 степени. В это время ему было 16 лет и 2,5 месяца.
Наградной лист на орден Славы 2 степени ещё проходил по инстанциям (вручен 15 мая 1945 года), а Иван снова отличился.
25 апреля 1945 года в пригороде Берлина его расчёт прямой наводкой уничтожил зенитное и противотанковое орудия, три пулемётные точки и здание, где укрепились фашистские автоматчики. Командование долго размышляло, какой же наградой отметить этот боевой эпизод в жизни 16-летнего командира орудия. Были предложения наградить его орденом Великой Отечественной войны, но сам командующий фронтом подписал приказ о награждении Ивана орденом Славы 1 степени.
Орден этот И.Ф. Кузнецов получил спустя год после окончания войны. За два года и три месяца участия в войне Иван Кузнецов прошел путь от подносчика снарядов до командира орудия, от рядового до сержанта, получил три ранения и контузию, награжден четырьмя орденами, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина».
После войны жизнь И.Ф. Кузнецова складывалась как у обычного человека: закончил в 1949 году военное училище бронетанковых войск, служил в армии до 1969 года, в запас ушел капитаном. Был дважды женат.
Последние 20 лет своей жизни Иван Филиппович прожил в небольшом белорусском городке Борисове (возможно, это было последнее место его армейской службы). Известно, что он работал в борисовском военкомате, потом на одном из местных заводов. Тяжело проболев несколько лет, умер в 1989 году.
Сейчас уже трудно выяснить, почему он не был похоронен на центральном городском кладбище на Аллее героев, а нашел последнее успокоение на пригородном. Военкомат установил стандартный металлический обелиск, на котором время постепенно стирало фамилию, имя, отчество умершего. Никаких упоминаний о героической биографии Ивана Филипповича на могиле не было. Могила долгие годы стояла неухоженной, в Борисове его не вспоминали на торжествах, хотя в книгах о войне и в Интернете о Кузнецове и его боевом пути упоминается неоднократно.
О почти заброшенной могиле Кузнецова написал в Интернете в конце 2013 года неравнодушный человек. И произошло чудо. Петербургский предприниматель и меценат Г.М. Погосян выделил средства на увековечение памяти героя. Полковник российской армии, уроженец города Борисова В. Волынец разыскал его родственников, создатель всероссийского проекта «Аллея российской славы» М. Сердюков безвозмездно передал в город бюст героя.
В апреле 2015 года в Белоруссии в городе Борисове состоялись торжества, посвящённые памяти полного кавалера ордена Славы, донского казака Ивана Филипповича Кузнецова: освящено новое надгробие на его могиле; установлена мемориальная табличка на доме, где он жил, а бюст героя передан в борисовскую гимназию №3 — там создаётся его музей и учатся внуки Иван и Дарья.
На торжества в Белоруссию собрались родственники Ивана Филипповича, люди, которые были с ним знакомы. По крупицам их воспоминаний выяснялись подробности его жизни и черты характера. Сослуживец в мирное время А. Юшко рассказал, как в начале 50-х годов командир взвода Кузнецов был назначен адъютантом заместителя командующего армией. Должность оказалась не по характеру Ивана Филипповича, и очень скоро он вернулся к обычной офицерской службе.
Лариса, дочь И.Ф. Кузнецова, вспомнила (ей было 11 лет, когда он умер), что отец никогда не говорил о войне, по его мнению, это знать никому не нужно; что прикреплял свои боевые ордена только в день Победы, и только на гражданский костюм бежевого цвета (хотя, как офицер запаса, имел право надевать военную форму); что очень любил песню, в которой есть слова: «Казак поил коня из Дона» (старинная песня «От павших твердынь Порт-Артура»).
Двоюродная сестра Надежда, приехавшая из Архангельска, говорила, что Иван был красивый и скромный человек. А ее сын Юрий поделился своими детскими воспоминаниями: очень старенькая бабушка Нюся (Анна Никаноровна) ему, ребёнку, рассказывала, как растила она Ваню, какой он был самостоятельный и справедливый в детстве. И еще всегда плакала: жалко было Ваню, пацанёнком ушедшего на войну.
И тут выяснилось, что на родине Кузнецова, в станице Мигулинской, нет никакого упоминания о памяти великого земляка. Когда эта информация стала достоянием общественности, руководитель проекта «Аллея российской славы», находящегося под попечительством Российского военно-исторического общества, Михаил Леонидович Сердюков, живущий в Краснодарском крае, взялся за реализацию идеи увековечить образ орденоносца Ивана Кузнецова на его малой родине. Заслуженный художник России, скульптор Александр Аполлонов изготовил бюст Кузнецова. Он был отлит из бронзы в специальной мастерской города Кропоткина. Оттуда памятник был доставлен в станицу Мигулинскую.
В этом благородном деле проявили своё содействие ростовская региональная общественная организация «Суворовско-нахимовский кадетский союз», Комитет по молодёжной политике Ростовской области, командование Южного военного округа. Церемония открытия бюста И.Ф. Кузнецова прошла в торжественной обстановке с воинскими почестями, согласно Уставу гарнизонной и караульной службы. Для этого в Мигулинскую специально прибыли рота почётного караула и военный оркестр, которые построились в ряды у станичного мемориала рядом с открываемым памятником. Напротив памятника у здания Дома культуры собрались жители Мигулинской, ветераны войны и труда, школьники. Начальник отдела областного военного комиссариата по Чертковскому и Верхнедонскому районам подполковник В.Н. Гомонов доложил главе администрации Верхнедонского района А.Г. Болдыреву о готовности к церемонии открытия.
Честь открыть памятник была предоставлена А.Г. Болдыреву, главе администрации Мигулинского сельского поселения Е.Д. Скилковой и целому ряду почётных гостей. В их числе были министр культуры Ростовской области А.А. Резванов, председатель Комитета по молодёжной политике Ростовской области В.Н. Бабин, руководитель ростовской региональной общественной организации «Суворовско-нахимовский кадетский союз» Г.Г. Титарчук, начальник отдела Российского военно-исторического общества В.Н. Ралдыгин, полковник Российской армии, автор идеи увековечивания памяти И.Ф. Кузнецова в белорусском городе Борисове В.Г. Волынец, полковник в отставке, военный пенсионер и краевед Ю.И. Галкин. О Галкине — отдельное слово.
Информацию об Иване Кузнецове отыскал военный пенсионер, полковник в отставке, краевед Ю.И. Галкин, будучи внештатным корреспондентом одной из военных газет. Именно Ю.И. Галкин выяснил, что Иван Кузнецов является тем солдатом, который получил ордена Славы трёх степеней в самом юном возрасте. Именно Галкин, а не кто-то другой из вышеперечисленных официальных лиц, смог провести поистине колоссальную исследовательскую работу. Именно он стал рассказывать об этом при встречах с журналистами. Всё это попало в Интернет и стало достоянием общественности. Именно благодаря Галкину под звуки военного оркестра с бюста было снято покрывало цвета российского триколора, и взору участников митинга предстал солдат Иван Кузнецов, отлитый в бронзе.
Отдавая воинские почести, в завершение митинга перед открытым памятником прошли строем рота почётного караула и военный оркестр. Продолжилось торжественное мероприятие в зале Дома культуры станицы Мигулинской. Вниманию собравшихся был представлен концерт и показан документальный фильм «Мужайся, солдат!», посвящённый И.Ф. Кузнецову. В нём прозвучали воспоминания сестры и дочери героя.
Отрадно, что теперь память об Иване Кузнецове наконец вернулась туда, где он родился. Отрадно, что есть сегодня неравнодушные люди, умеющие донести до потомков подвиги прошедших лет. Там же, в станице Мигулинской, есть скромный обелиск, установленный в честь погибшей партизанки Кати Мирошниковой (я писала об этом на нашем сайте в статье "Правая ее рука была вывернута и заломлена за спину, живот открыт, платье оборвано..."). Может быть, официальные лица и все причастные к этому делу люди смогут вместе объединиться и достойно увековечить память погибшей девушки, добывающей ценные разведданные для наступающих советских войск, несущих всем нам одну победу над врагом.